Если Вы подписали договор на обслуживание со своей жилищно-эксплуатирующей организацией, то имея на руках его копию, можно требовать от «коммунальщиков» надлежащего выполнения их прямых обязанностей согласно нормативным документам Госжилкоммунхоза. Так, к примеру, за одни сутки работники коммунальных служб обязаны устранить протекание крыши, течь водопроводных кранов и повреждение мусоропровода, а также устранить неисправность электроплит и лифтов. Кроме того, подписав с ЖЭКом договор на обслуживание вашей квартиры, Вы имеете полное право ставить вопрос о замене за счет коммунальных служб полов (через 20 лет эксплуатации), водопровода (через 10 лет), дверей и окон (через 40 лет), отопительных батарей (через 40 лет), смесителей холодной и горячей воды (через 15 лет), газовых плит (через 20 лет).
При возникновении «нештатных ситуаций» в квартире жильцы могут обращаться с соответствующей заявкой в ЖЭК. Если «ЧП» произошло не по вине хозяина жилища, ремонт проводится за счет ЖЭКа (!). Но и во всех остальных случаях по закону жильцы оплачивают только стоимость материалов и деталей, которые требуется заменить, работа мастера оплачивается самим ЖЭКом (вернее за счет тех средств, которые мы же и перечисляем на его существование).
Вывоз мусора, уборка придомовой территории и обслуживание лифтов тоже целиком находятся в компетенции ЖЭКа и Вы вправе подать жалобу, если Вас это обслуживание или предоставление каких либо иных услуг не устраивает.
На сегодняшний день установлен следующий порядок предъявления претензий к качеству услуг:
— при нарушении исполнителем условий договора потребитель должен составить и подписать акт-претензию с указанием сроков, вида и показателей нарушений;
— если исполнитель отказался подписать акт-претензию, документ считается действительным, когда его подписали не менее трех потребителей, проживающих в доме;
— акт-претензия направляется исполнителю, который должен в пятидневный срок принять решение о пересчете платы или дать потребителю обоснованный отказ в удовлетворении его претензий.
Отказ потребителей от оплаты услуг, мотивированный их низким качеством, без акта-претензии считается необоснованным.
Чтоб отстоять свои права в досудебном порядке, нужно обращаться непосредственно в ЖЭК, районное управление жилищного хозяйства или в городское управление защиты прав потребителей.
Если же спорные вопросы не удается решить мирным путем, — обращайтесь в суд. Раз нашими законами предусмотрены механизмы защиты потребителями их прав, то надо активнее применять их на практике. Тем более, что согласно ст. 24 Закона Украины «О защите прав потребителей» жильцы освобождаются от уплаты госпошлины по искам, связанным с нарушением их прав.

Что обязаны делать ЖЭКи
Жэки или другие организации, ответственные за ваш дом, должны следить не только за его техническим состоянием, но и за всей территорией вокруг него.
Жэк обязан самостоятельно поддерживать дворы и технические сооружения в надлежащем состоянии. Помните, требовать с вас деньги за внеочередной вывоз мусора или новое посаженное во дворе дерево никто не имеет права.

Кроме всего прочего, на работниках жэков еще масса обязанностей: от ежедневной уборки территории до информационно-разъяснительной работы с жильцами. Итак, что же должны делать в наших дворах по закону?
Информация для жильцов
На фасаде здания - табличка с названием улицы и номера дома.
У входа в подъезд - табличка с указанием номера подъезда и номеров квартир в нем (должны быть однотипными во всем микрорайоне).
На самом видном месте во дворе - список адресов и телефонных номеров следующих организаций:
• местного жэка,
• райадминистрации,
• организаций по предоставлению услуг тепло-, газо-, электро-, водоснабжения и водоотвода,
• пожарной охраны,
• отделения милиции,
• скорой помощи,
• санэпидстанции,
• аварийных служб жилищного хозяйства.
Озеленение
• Летом жэк обязан регулярно поливать и поддерживать газоны, цветники, деревья и кустарники.
• Запрещено ходить по газонам (кроме луговых) и складывать в зеленых зонах стройматериалы, песок, мусор, снег (кроме чистого после уборки во время снегопада) и т. д.
• Жэк обязан вести учет и иметь составленный реестр зеленых насаждений по площади, виду, возрасту и состоянию зеленых насаждений.
На озелененных территориях запрещено:
1. сбрасывать снег с крыш на деревья и кусты,
2. сжигать листья, собирать их в мусорные контейнеры,
3. подвешивать между деревьями гамаки, веревки с бельем, электрические провода,
4. выпасать скот.
БУДЬ В КУРСЕ!
Сколько должны служить коммуникации

Водопроводные вводы:
• чугунные - 40 лет,
• стальные - 15 лет.

Дворовая канализация и канализационные выпуски:
• из чугунный труб - 40 лет,
• из керамических и асбоцементных труб - 30 лет.
Теплопровод - 20 лет.
Дворовой газопровод - 20 лет.
Прифундаментный дренаж - 30 лет.
Асфальтобетонные покрытия:
проездов, тротуаров, отмостков - 10 лет, щебеночные площадки и садовые дорожки - 5 лет, оборудование детских площадок - 5 лет.
Освещение
Лампочки должны работать на каждом этаже в каждом подъезде, а также при входе на улице. Фонари вдоль дорог также должны быть исправны, их размещают примерно через каждые 40-50 метров. Правда, ответственность за их эксплуатацию и ремонт жэки не несут. Этим должны заниматься в горэнерго. Однако следует помнить, что именно работники жэка (а не жильцы) должны сообщить о неработающем фонаре во дворе в соответствующую службу горэнерго.
Противопожарные нормы
• Придомовая территория должна содержаться в чистоте.
• Дороги, проезды и проходы к домам должны круглосуточно оставаться свободными.
Запрещается:
• каким-либо образом перекрывать пути эвакуации (заставлять предметами, навешивать замки, устанавливать шлагбаумы),
• фиксировать самозакрывающиеся двери в подъездах в открытом положении,
• снимать предусмотренные проектом любые подъездные двери или устанавливать не предусмотренные,
• менять замки без согласования со всеми жильцами и жэком.

Все нюансы работы жэков регламентируются Законом Украины «О жилищно-коммунальных услугах», а также двумя приказами Государственного комитета Украины по вопросам жилищно-коммунального хозяйства. Первый приказ - «Об утверждении Правил содержания жилых домов и придомовых территорий» № 927/11207 от 25 августа 2005 года. Второй - «Об утверждении Примерного перечня услуг по содержанию домов, сооружений, придомовых территорий и услуг по ремонту помещений, домов, сооружений» № 1046/9645 от 21 августа 2004 года.


В соответствии со ст. 21 п.1, п. 7 Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах», исполнитель (ЖЭК) обязан содержать в должном техническом состоянии, осуществлять техническое обслуживание и ремонт внутридомовых сетей, принимать меры относительно ликвидации аварийных ситуаций, устранения нарушений качества услуг в сроки, установленные договором и/или законодательством.

Правила содержания жилых домов и придомовых территорий, утвержденные приказом Государственного комитета по вопросам жилищно-коммунального хозяйства от 17 мая 2005 года № 76 устанавливают, что заявки на неисправность инженерного оборудования или конструкций должны рассматриваться в день их поступления.

В тех случаях, когда для устранения неисправностей необходимо длительное время, нужно в письменном виде сообщить заявителю о принятых решениях с указанием срока выполнения работ. При этом срок выполнения работ повторно не продолжается. Неустранение неисправностей в установленный срок является невыполнением работ. Заявки, связанные с обеспечением безопасности проживания, устраняются в срочном порядке.

Вы имеете право требовать от ЖЭКа осуществления перерасчета за непредоставленные услуги, потому что услуга горячего водоснабжения предоставляется потребителям согласно Правил предоставления услуг по централизованному отоплению, снабжению холодной и горячей воды и водоотведению, утвержденных постановлением Кабинета Министров Украины от 21 июля 2005 года № 630.

Согласно п. 29 указанных Правил, каждый потребитель имеет право на: уменьшение платы в случае предоставления услуг не в полном объеме, проверку количественных и качественных показателей, в том числе температуры горячей воды; освобождение от платы за услуги в случае их непредоставления и получения компенсации за превышение сроков проведения аварийно-восстановительных работ, и другие права.

Обязательно вызовите представителя исполнителя для составления и подписания акта-претензии потребителя, в котором укажите сроки, виды нарушений количественных и качественных показателей услуг и тому подобное. Обратитесь с соответствующим заявлением на имя начальника Вашего ЖЭКа, которое должно содержать ссылку на вышеуказанные нормативные акты.